«Ты сними, сними меня, фотограф,
Прояви же так свое уменье…»
Как-то лет 8 назад в моем кругу было много тогда еще начинающих фотографов — приятели из livejournal, знакомые, все поголовно фотографировали девушек и, разумеется, меня заманили в свои цепкие сети «фотоискусства». Мне казалось, нет ничего проще сделать пару портретов, чтобы девушка на них себе понравилась. И как-то я считала себя фотогеничной (вроде бы). Увидев превью, мой запал пропал, захотелось помолчать, подумать, а услышав вдогонку: » ну вот ты такая на фото, в зеркале мы совсем другие!» «Что же, — подумала я- да и пускай. В фотомодели никогда не рвалась, фотографии на память 9 на 12 рассылать некому, что родилось, то родилось! Ну не понравилось себе, ничего страшного.»
Спустя время, когда я начала сама заниматься фотографией, преимущественно свадебной, я стала просто наблюдать за девушками, своими невестами, «изучать» их. Столько там бури и страсти в душе одновременно — переживаний, эмоций, волнения, стоило переключить внимание в процессе съемки на жениха — как взгляд становился мягким, влюбленным и удивительно светлым. Как там говорил модельер Пако Рабанн: «самая красивая девушка — та, что влюблена!» И это правда! Внутри появляется какой-то свет, глаза горят, мысли улетают, и главное — девушка забывает о камере и фотографе, ощущение, что она вообще и имя свое уже с трудом вспомнит. Вот оно, ключевое — поймать момент, когда человек забывает, что его фотографируют, «устает» от камеры, расслабляется что ли. Все девушки, которых я снимаю в студии, прекрасно знают, что как только «модель» устает — начинают рождаться нужные тебе кадры, то, что два часа мы тщетно пытались получить — рождается буквально в доли секунды. И снять портрет девушки красиво — это и правда огромный труд!
Я редко могу уложиться в отведенный час съемки, мне нужно, как минимум, два. Хочется изучить человека, почувствовать его, по ту сторону камеры ты выступаешь отчасти и психологом, общаясь и замечая те тонкости, которые не ведомы повседневному глазу. Часто в процессе съемки я прошу «выключить мозг» , ну просто потому что мысли бегут по лбу бегущей строкой, и кажется, я уже их читаю. Я не очень люблю домашние заготовки, когда «модель» уже привыкла и отрепетировала заведомо выгодные ракурсы и позы. Тут же включается режим постановки, а зачем он нам нужен. Я вообще хочу снимать обычных девушек, самых обыкновенных, пытаясь доказать всем, что красота — она у всех, просто у кого-то все на поверхности, а у кого глубоко внутри, за семью замками и в сундуке.
Я всегда работаю с визажистом. Мы вместе придумываем образ, пытаемся играть в перевоплощение, чтобы «модель» почувствовала то, что мы хотели донести в процессе съемки. Конечно все образы согласовываются, да и разве можно навязать человеку то, что он не приемлет? Конечно нет. Образы прежде всего должны быть органичны с моделью, тогда получится фотография гармонии и спокойствия.
Девушки, дорогие, не бойтесь потратить на себя чуточку времени, не бойтесь перемен (я их сама боюсь, как огня), экспериментируйте, утверждайтесь, знайте, что Вы — уникальная, другой второй такой нет, и в этом прелесть. И не думайте, что «вот, конечно, она вот красивая, ее легко снимать, а я никогда не получаюсь на фотографиях хорошо!» Все это чушь. Если Вы не довольны результатом — то проблема не в Вас, а в фотографе, которые сделал неправильные кадры, и запечатлел неверные ракурсы.
Процесс общения «модель — фотограф» достаточно интимный и очень сложный. Зачастую объяснить модели, зачем мы выбрали такое место для съемки достаточно сложно, а у нее уже включился мозг, настроенный на негативный результат, и тут начинается работа — долгая, мучительная, когда приходится объяснить, что же именно хотелось сделать, и каким ты видишь результат. Но как приятно, показывая на маленьком экранчике превью, видеть, как задержался глаз, как девушка «ушла в молчанку» (уф, значит понравилась себе), и когда тут же тумблером включается режим «разогрева» и драйва.
Можно еще долго рассказывать и показывать, когда проще один раз попробовать и посмотреть на себя другую, открыть в себе что-то новое, улыбнуться, и выбросить в конце концов из головы это вечное «я не фотогенична!».
Кстати, режиссёр Жан Эпштейн дал отличное определение фотогеничности: «Я буду называть фотогеничным любой аспект вещей, существ и душ, который умножает свое моральное качество за счет кинематографического воспроизведения». А я бы добавила — и за счет фотографического тоже.